Жизнь и деятельность человека подвержена регулированию различных правил. Среди них – морально-нравственные нормы, обычаи, традиции, нормы законов государства. Правовые нормы, совокупность которых по отраслевому признаку составляет любой нормативный правовой акт (расшифровка НПА), являются высшей и главнейшей формой регулирования взаимоотношений человека и общества. Именно НПА предполагают за нарушение установленных правил претерпевание человеком негативных последствий – санкций. Давайте в этой статье вместе выясним всё о правовых актах – какие они бывают, их признаки, и как они действуют.
- Определение НПА
- Как создаются НПА
- Подготовка проекта НПА
- Рассмотрение проекта НПА и принятие решения
- Официальное опубликование НПА
- Вступление в силу
- 4 признака нормативного правового акта
- НПА – это обязательно письменный документ
- Официальный характер
- НПА содержит правовые нормы
- Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий
- Принципы классификации НПА
- По юридической силе
- По характеру и объему действий
- По субъекту
- По объекту нормативного правового регулирования
- Виды нормативных правовых актов РФ
- Законы
- Нормативные договоры
- Подзаконные акты
- Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
- Официальное опубликование нормативных правовых актов
- Как действуют законы
- Особенности действующих НПА
- Выводы
Определение НПА
В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.
Официальное определение НПА определяет нормативный акт как письменный официальный документ, который был издан в установленном законом порядке правотворческим органом (органом государственной власти, который имеет соответствующие полномочия на издание законов), в пределах его полномочий и компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Нормативный правовой акт определяется как основной источник права в государстве. В действительности это верная позиция, так как именно правовые акты закрепляют обязательные нормы поведения для граждан государства.
Источник права – это внешняя форма выражения норм права. То есть источник – это письменный документ, кодифицированный акт и любая другая нормативка по тем или иным вопросам.
Как создаются НПА
Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.
Стадии нормотворчества (законотворчества) – это совокупность определенных процедур и действий, которые осуществляются в процессе создания и принятия законов, определенные общей промежуточной целью.
Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:
Подготовка проекта НПА
На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.
Эта стадия состоит из следующих процедур:
- Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
- Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
- Анализ существующего законодательства;
- Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
- Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.
Рассмотрение проекта НПА и принятие решения
На этой стадии готовый проект закона рассматривается уполномоченным органом государственной власти – Государственной Думой РФ. Внесённый на рассмотрение акт рассматривается по существу, анализируется его соответствие иным законам РФ. По итогам Госдума принимает одно из решений:
- Принимает законопроект;
- Отклоняет законопроект;
- Отправляет законопроект на доработку ввиду наличия ошибок и несоответствий.
На официальном сайте проектов нормативных правовых актов можно увидеть, на какой стадии находится каждый проект закона и какие решения по нему принимает Госдума.
Официальное опубликование НПА
Такая стадия предусматривает подписание нормативного акта уполномоченным органом, его внесение в реестр законодательной базы, а также опубликование в официальных источниках. Источниками официального опубликования являются – официальный интернет портал pravo.gov, Российская и Парламентская газеты. Именно с момента опубликования акт считает принятым.
Вступление в силу
Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.
В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:
- Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
- Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
- Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.
4 признака нормативного правового акта
Классически выделяют 4 признака нормативного правового акта. Однако, в юридической науке классификация признаков не ограничивается, причисляя более 10 характерных черт, с которыми при желании вы можете ознакомиться самостоятельно.
НПА – это обязательно письменный документ
Все законы в Российской Федерации имеют письменную форму выражения. Для иных источников права, что распространено в некоторых странах, характерно и устная форма выражения, например правовой обычай. В целом, в России в рамках гражданских и корпоративных правоотношений характерно наличие обычаев, но они обладают юридической силой.
Так, нормативка в РФ является классическим письменным актом, который имеет установленную форму и реквизиты, а также свою структуру. Если вы обратитесь к любому кодексу (кодифицированному нормативному акту), то увидите, что он имеет структуру – чаще от общих положений к специальным, реквизиты закона (название, номер, дату), а также заключительные положения.
Письменная форма законов обусловлено тем, что акты становятся обязательными для всех лиц, пребывающих на государственной территории. Поэтому передача норма закона иным способом, например устно, невозможна.
Официальный характер
В рамках рассмотрения вопросов о стадиях принятия НПА отмечалось, что законы в РФ принимает Государственная Дума. Иной характер принятия имеют подзаконные акты. Однако в целом официальность нормативной базы заключается в том, что она принимает уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции. Никакие иные органы не могут быть источниками право- и законотворчества.
НПА содержит правовые нормы
Любое закон выражает правовую волю законодателя. То есть правовые акты законодательства – это сформированные по отраслевому признаку нормы права. Так, в Гражданском кодексе содержатся правовые нормы гражданско-правовой направленности, в Уголовном кодексе – уголовной. Таким образом, любая статья закона – это правовая норма.
Помимо этого, признак содержания в законах правовых норм распарывается в том, что каждый нормативный правовой акт направлен на изменение, установление, либо отмену действия норм права.
Норма права (правовая норма) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется и обеспечивается государством (в том числе в лице органов государственной власти), заключает в себе основные права и обязанности субъектов, и выступает регулятором общественных отношений.
Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий
Как уже говорилось, принятие НПА и право законотворческой инициативы принадлежат ограниченному кругу субъектов, которые поименованы в положениях Конституции Российской Федерации. Поэтому нормативным правовым актом будет считать документ, которые принят специальными органами.
Давайте рассмотрим и другие признаки НПА:
- Неперсонифицированность – действие закона направлено на неопределенный круг субъектов;
- Публикуется в специальных официальных изданиях;
- Подлежит государственной регистрации и учету;
- Специфическая процедура принятия (стадии принятия НПА);
- Имеет внутреннюю структуру;
- Обладает юридической силой.
Принципы классификации НПА
Выделяют большое количество классификаций видов правовых актов. Каждая из них берет за основу разделения свои критерии. Давайте рассмотрим существующие виды правовых актов.
По юридической силе
Наиболее распространенная классификация нормативно правовых актов. Юридическая сила определяет, какой закон будет главенствующим по отношению к другому. Так, выделяют законы (примеры таких нормативно правовых актов – Федеральные законы, Кодексы) и подзаконные акты (Постановления Правительства, Указы Президента, акты субъектов РФ). Высшей юридической силой в РФ обладает Основной закон страны – Конституция РФ.
Разделение НПА по юридической силе достаточно важный критерий. Здесь важно понимать, что любой закон не может противоречить Конституции РФ. Однако на практике было много случаев, кода Федеральные законы или законы субъектов ей противоречили. При такой ситуации дело рассматривает Конституционный Суд РФ и принимает соответствующие поправки в оспариваемый закон.
По характеру и объему действий
В данной классификации выделяют:
- Акты общего действия – распространяются на всех лиц без исключения. Пример – Конституция, которая закрепляет права и обязанности человека и гражданина;
- Акты ограниченного действия – такая нормативка также распространяется на неопределенный круг субъектов, но при этом имеет отраслевую направленность. Например акты таможенного права, уголовного, бюджетного;
- Акты исключительного действия – их также называют актами чрезвычайного характера. Они вводятся только при наличии определенных условий. Например, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
По субъекту
Субъект в данном случае – это лицо, которое произвело издание нормативного акта. Так, их можно разделить на следующие виды:
- Акты законодательной власти – законы, кодексы;
- Акты исполнительной власти – Постановления Правительства РФ;
- Акты судебной власти. Хоть судебный прецедент и не входит в структуру источников права в России, в науке и практике судебные решения признаются источниками правоприменения.
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое имеет статус источника права.
По объекту нормативного правового регулирования
В данном случае рассматривается именно направленность и сфера действия. Такая классификация очень схожа по принципам формирования с классификацией по характеру и объему действий:
- Институционные акты – регулируют статус органов власти и организаций;
- Регламентационные – такая нормативка охватывает определенные общественные отношения (по отраслевому принципу) или комплекс таких правоотношений;
- Акты нормативно-вспомогательного назначения – направлены на изменение содержания уже существующих актов в виде поправок к законам, либо на отмену действия какого-либо акта законодательства.
Виды нормативных правовых актов РФ
Виды нормативных актов в России определяются в соответствии с классификациями, которые были приведены выше. Официальным разделением считается определение таких видов НПА, как законы, нормативные договоры и подзаконные акты. Их совокупность называется системой законодательства Российской Федерации.
Законы
Закон – это нормативно правовой акт. Законы обладают на территории России наиболее высокой юридической силой, нежели подзаконные акты. Нормативка, в свою очередь разделяются на:
- Конституция Российской Федерации – высшая юридическая сила. Ни один иной акт законодательства не может противоречить ее положениям. Более того, самим содержанием Конституции предусмотрен особый порядок изменения ее содержания. Она не может, как иной закон, быть изменена в содержании простым обсуждением и принятием поправок;
- Федеральные Конституционные законы. Конкретизируют основные положения конституции. ФКЗ в системе законодательства РФ насчитывается не так много. Пример одного из них – ФКЗ «О военном положении»;
- Федеральные законы, в том числе кодифицированные акты. Регулируют конкретную группу отношений – ФЗ «Об ООО», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Налоговый кодекс и т.д.
- Законы. Аналогичны по содержанию с ФЗ, однако именуются как «Закон РФ». Пример – Закон РФ «О защите прав потребителей».
Наименование «закон» связано с временем принятия такого акта. НПА принятые в момент развала СССР и образования РФ получили статус «Закона».
Нормативные договоры
Нормативный договор представляет собой соглашение, которое содержит в себе нормы права, выражающиеся в обязательных правилах поведения. Сторонами такого соглашения не всегда будут выступать только органы власти. Примером внутреннего нормативного договора может считаться коллективный договор – между всеми работниками и работодателем.
Спорно относить нормативные договоры к видам нормативных правовых актов, однако в науке такой вопрос достаточно часто рассматривается.
В отличие от нормативки в классическом понимании, нормативный договор заключается сторонами на добровольной основе, а не устанавливается властным решением одной из сторон.
Подзаконные акты
Подзаконные акты чаще всего являются актами органов исполнительной власти. По своему содержанию они конкретизируют положения законов. Так, законом установлено, что государство должно планировать федеральный бюджет. Министерство финансов издает приказ, в котором закрепляются основные положения бюджета на планируемый период. Они имеют более низкую юридическую силу, чем закон. Виды подзаконных актов в РФ:
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства;
- Акты министерств и ведомств.
Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Сравнивая эти понятия, нужно исходить из их буквального толкования, то есть понимания. Так, нормативный правовой акт – это документ, в котором содержатся конкретные правила поведения. правоприменительной акт – это документ, в котором содержится ситуационное применение установленных норм на практике.
Примеры правоприменительных актов – это решения судов. Так, в Уголовном кодексе предусмотрено, что мошенничество – это преступление, по которому преступнику присуждается уголовное наказание. По возбужденному уголовному делу конкретный преступник, который совершил конкретное действий, квалифицирующееся как мошенничество, получает уголовное наказание, размер которого определяет суд. Такой Приговор суда является актом правоприменения.
Правоприменительными актами также будут считаться приказы о дисциплинарном нарушении, о награждении государственными наградами.
Официальное опубликование нормативных правовых актов
Мы уже рассматривали данный вопрос в контексте стадий принятия законов. Официальное опубликование – это прописанная в правовом акте обязательная стадия для признания закона действующим на территории Российской Федерации. Неопубликованный акт не применяется и не влечет никаких юридических последствий. Можно выделить следующие способы официального опубликования в России:
- Публикация в официальных государственных издания – Парламентская газета, Собрание законодательства РФ, Бюллетень законодательства;
- Публикация на официальном интернет-портале.
В соответствии с Конституцией РФ, все законы, а также любые правовые акты, которые затрагивают вопросы свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ, подлежат официальному опубликованию, то есть должны быть обнародованы.
Как действуют законы
Принято считать, что действие законов разделяется на действие в пространстве, по кругу лиц и по времени. давайте рассмотрим каждый из них:
- Действие в пространстве. Законы РФ действуют на территории государства. Под территорией государства подразумевается – сухопутное, водное и воздушное пространство, а также континентальный шельф и экономическая зона. Термин «действие законов в пространстве» непосредственно связано с понятием «государственного суверенитета».
- Действие по кругу лиц. По общему правилу правовые акты действуют на всех лиц. Однако некоторым лицам приписывается разный объем прав – гражданам РФ, лицам без гражданства и иностранным гражданам. Так, иностранные граждане не могут в РФ занимать государственные должности.
- Действие по времени. Законы распространяют свое действие только с момента их вступления в силу. Если иное не указано в самом акте, то они не распространяются на отношения, возникшие до принятия той или иной нормы права. Однако, если закон предусматривает привилегированное (лучшее) условие для субъекта, то он будет распространяться на отношения, возникшие до принятия НПА.
Особенности действующих НПА
В настоящий момент в России выработана комплексная система законодательных актов. Они представляют собой совокупность общих и отраслевых законов, которые качественно регулируют соответствующие общественные отношения. Действующие акты обладают некоторыми характеристиками и особенностями:
- Они могут быть изменены. В том числе изменения могут носить существенный характер;
- Многие старые акты применяются в совокупности в новым законодательством;
- По общему правилу законы РФ по своей юридической силе находятся ниже международных источников права, например Конвенций, Деклараций, которые ратифицировала Российская Федерация.
Многие отмечают, что систему законодательства РФ нельзя назвать совершенной. Она состоит из правовых пробелом и коллизий. В действительности это верная позиция. В настоящий момент развитие законодательства не успевает за динамичным развитием общественных отношений.
Выводы
НПА – это акт, который содержит в себе нормы правила, то есть обязательные правила поведения, принятый уполномоченным органов власти, прошедший закрепленную законодательно процедуру (стадии норма- и законотворчества). Нормативные правовые акты – это основа функционирования всего общества.
Здравствуйте, очень интересная статья! В статье почему-то были раскрыты только официальные нормативные акты, но ничего не было сказано про локальные акты. Мне вот интересно, как мой приказ ( как начальника) будет соотноситься с реальным законом. Будет ли он обязателен для исполнения?
Я считаю, что в государстве должны существовать какие-то лимиты относительно того, сколько НПА могут приниматься ежегодно. Нынешняя Дума РФ принимает и меняет в год более 500 НПА, ясно, что люди не успевают ознакомиться со всеми изменениями. Можно ли перепроизводство НПА в стране использовано опытными юристами для оправдания неисполнения какого-то нормативного акта, или хотя бы дать повод для смягчения наказания?